Азбука воспитания
Ребенок жаждет:
Нежности
Ласки
Любви
Тепла
Поддержки
Понимания
Одобрения
Заботы
Похвалы
Улыбки
Прежде, чем воспитывать ребенка…
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам
удобно, расслабьтесь и задумайтесь:
зачем?
-
Какая цель очередного Вашего
воздействия: оно как интервенция или же
как освобождение ребенка.
-
Вам хочется навязчиво с ним поделиться
опытом, или у Вас есть желание скорее
протянуть ребенку руку.
-
Вам хочется еще раз подчеркнуть
зависимость ребенка или вселить в него
уверенность и защищенность.
-
Вам хочется устроить малышу очередной
военный свой совет – «убить» веру в
себя.
-
А может быть, Вам хочется вдолбить в
него какие-то запреты, которые он будет
нарушать, давая повод Вам, чтобы Вы
могли на нем все время раздражаться.
-
А может быть Вам хочется, в конце
концов, сделать ребенка для себя удобным
и «прополоть» черты его характера, все
неугодные мгновенно вырвать, как бурьян.
-
А может быть, Вы собрались сегодня
посчитать очередные шалости ребенка.
-
А может быть, Вы просто почему-то
рассержены, разозлены, у Вас потребность
критиковать, негодовать и осуждать
-
А может быть, Вы задумали устроить
ребенку стереотипную, очередную «порку».
-
А может быть, вам просто надо скрыть
самих себя за ширмой и занавесью
воспитания.
Задумайтесь, а можно ли сегодня
воздержаться от воспитательных воздействий?
Дайте сами себе ответ на вопрос, кто Вы в
глазах ребенка – обличитель, диктатор или
доброжелатель, который очень ему нужен.
Семь раз отмерьте – тогда лишь ждет
желаемый эффект.
- Чем больше положительных эмоций получает
ребенок в семье, тем лучше
- Только преобладание оптимизма, взаимной
нежности и дружбы над раздорами, унынием,
скукой создает то, что можно назвать
семейным очагом.
- Он собирает и сплачивает вокруг себя
людей, связанных родственными узами,
согревает, дает пищу чувствам и отдых душе.
- Семья при всех свойственных ей заботах,
хлопотах, огорчениях и даже несчастьях
должна приносить человеку радость. Недаром
А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были
хорошие дети – будьте счастливы».
Десять заповедей для родителей
• Не жди, что твой ребенок будет таким, как
ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему
стать не тобой, а собой
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты
для него сделал. Ты ему дал жизнь, как он
может отблагодарить тебя? Он даст жизнь
другому, тот – третьему, и это необратимый
закон благодарности.
• Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в
старости не есть горький хлеб. Ибо что
посеешь, то и взойдет.
• Не относись к проблемам ребенка свысока.
Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен,
что она ему тяжела не меньше, чем тебе, а
может быть и больше, поскольку у него нет
опыта.
• Не унижай!
• Не забывай, что самые важные встречи
человека – это его встречи с детьми. Обращай
больше внимания на них – мы никогда не можем
знать, кого мы встречаем в ребенке.
• Не мучь себя, если не можешь сделать
что-то для своего ребенка. Мучь, если
можешь, но не делаешь. Помни, что для
ребенка сделано недостаточно, если сделано
не все.
• Ребенок – это не тиран, который
завладевает всей твоей жизнью, не только
плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша,
которую Жизнь дает тебе на хранение и на
развитие в нем творческого огня. Это
раскрепощенная любовь матери и отца, у
которых будет расти не «наш», «свой»
ребенок, но душа, данная на хранение.
• Умей любить чужого ребенка. Никогда не
делай чужому то, что не хотел бы, чтобы
делали твоему.
• Люби своего ребенка любым – неталантливым,
неудачливым, взрослым. Общаясь с ним –
радуйся, потому что ребенок – это праздник,
который пока с тобой.
Памятка родителям от ребенка.
Прислушаемся к советам своих детей
1.Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно
такой подход. Это позволяет мне определить
свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на
самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став
«плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии
сделать для себя сам. Я могу продолжать
использовать вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал
то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем
поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас
беспокойство. Иначе я буду бояться еще
больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это
поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы
будете это делать, то я буду вынужден
защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете
удивлены, открыв, как великолепно я знаю,
что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и
непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности
сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас
ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я
просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что
сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите
что-то сделать для вас, я думаю, что
нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами
торговаться, и, поверьте, – я окажусь с
прибылью.
13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки –
смертный грех. Я имею право делать ошибки,
исправлять их и извлекать из них уроки. Но
если вы меня будете убеждать, что я ни на
что не годен, то в будущем я, вообще буду
бояться что-то делать, даже зная, что
это правильно.
Пока мы рядом с детьми, как помочь им стать
самостоятельными?
Прежде всего:
·
уважать мнение, желание ребенка;
·
не навязывать, а предлагать;
·
не делать за него того, что он может сделать
сам;
·
поощрять любые проявления самостоятельности;
·
запрещать только то, что опасно для здоровья
и жизни, ущемляет права других;
·
упражнять в принятии решений /иногда
создавать специально ситуации выбора/;
·
учить принимать правильные решения,
«взвешивая» каждые «за» и «против»;
·
учить осознавать ответственность за свой
выбор, быть требовательным к себе, адекватно
оценивать свои поступки;
·
обогатить ребенка необходимыми знаниями,
навыками, которые помогут ему в принятии
решений;
·
учить делать нравственный выбор, достигать
цели достойными путями, ориентируясь на
голос совести.
Детей учит то, что их окружает.
(Заповеди Монтессори – школы)
1. Если ребенка часто критикуют – он учится
осуждать.
2. Если ребенку часто демонстрируют
враждебность – он учится драться.
3. Если ребенка часто высмеивают – он учится
быть робким.
4. Если ребенка часто позорят – он учится
чувствовать себя виноватым.
5. Если к ребенку часто бывают
снисходительны – он учится быть
требовательным.
6. Если ребенка часто подбадривают – он
учится уверенности в себе.
7. Если ребенка часто хвалят – он учится
оценивать.
8. Если с ребенком обычно честны – он учится
справедливости.
9. Если ребенок живет с чувством
безопасности – он учится верить.
10. Если ребенка часто одобряют – он учится
хорошо к себе относиться
Поощрения и наказания.
Поощрения служат для подкрепления желательного поведения,
а наказания – для прерывания нежелательного
поведения. Стремление родителей
воздействовать с помощью поощрений и наград
рассматривается как фактор развития у детей
либо синдрома выигрывающего, либо синдрома
проигрывающего. В первом случае ребенок
настроен на выигрыш, на победу, высокие
достижения любой ценой; во втором случае он
обречен испытывать непреодолимые трудности
на пути к цели в течение всей жизни, т.к.
оказался недостаточно способным, чтобы
получать поощрения. Для родителей вопрос о
поощрениях и наказаниях очень актуален и
вызывает огромный интерес. Итак,
- Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они
действеннее. При этом поощрения не должны
восприниматься как подарок ко дню рождения
(его все равно получишь). Чтобы поощрение
выполняли свою функцию (закреплять
положительное для родителей поведение
ребенка), они должны быть четко увязаны с
действиями ребенка. Неожиданная награда
лучше запоминается, а конфета за каждую
пятерку теряет свою роль» быть поощрением.
- Наказание должно быть значимым для ребенка иначе оно теряет
смысл и не служит для прерывания
нежелательного поведения. Если ребенка
наказывают, оставляя дома, а он при этом и
не хотел идти в гости, то вряд ли это
событие можно считать наказанием.
- Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений
и наказаний. Дети подчас бывают очень
справедливы в поисках для себя подходящего
наказания, чувствуя доверие, которое оказали
им родители. Осуществляя выбор, они к тому
же лучше запоминают, что может последовать
за определенным поведением, и это повышает
их ответственность.
- Лучше использовать поощрение, чем наказание. Если нужное
поведение поощрять, а ненужное игнорировать,
то необходимые навыки формируются быстрее,
чем если используются и поощрения, и
наказания.
- Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная
награда была получена, поэтому не стоит
давать невыполнимых обещаний.
Принципы эффективного наказания
1) Временной разрыв между содеянным и наказанием должен быть
минимальным.
2) Опасно, когда угроза наказания есть, а наказания нет. Это
вызывает агрессию.
3) За один и тот же проступок должно быть одинаковое
наказание.
4) После наказания должно быть обсуждение: как надо делать,
чтобы этого больше не произошло.
5) Последовательность.
6) Недопустимо после наказания напоминать о нем.
7) Нельзя лишать прогулки, секции, ограничивать движения,
заставлять что-либо делать, т.е. наказывать
трудом.
8) Можно в качестве наказания лишать удовольствия: просмотра
телевизора, сладостей, не покупать вещь,
отложить поездку, приход гостей. |